дд.мм.гггг
10 мин
Теги:
#Кейс
#Food-ритейл
#MDM
#Omnidata

Как «Магнит» перевел мастер-данные на российскую систему и снизил стоимость владения продуктом

В 2020 году перед розничной сетью «Магнит» встала масштабная задача — заменить программное решение для работы с мастер-данными, в том числе из-за увеличения затрат на эксплуатацию системы.

На рынке существует мало российских разработчиков, предоставляющих готовые решения класса MDM (Master Data Management — управление мастер-данными), адаптированные под работу с большими объемами и сложной моделью данных. К тому же «Магнит» искал зрелого поставщика SaaS-сервиса платформы MDM.

Команде Omnidata пришлось доказать свою компетентность, существенно доработать решение, перестроить процессы и нанять отдельных сотрудников для круглосуточного мониторинга системы. Так весь сервис MDM ритейлера «переехал» с серверов компании в облачное хранилище, что снизило стоимость владения продуктом.

Результаты использования

Внедрение Omnidata. MDM в «Магните» длилось 9 месяцев, а сотрудничество компаний продолжается уже 4 года.
За это время удалось:

Cнизить стоимость владения MDM-сервисом, поскольку Omnidata предоставляет услуги «под ключ»: от вычислительной инфраструктуры до мониторинга работоспособности;

Cвести к минимуму риски ритейлера. Omnidata взяла на себя ответственность за поддержание системы в рабочем состоянии в режиме 24/7. При возникновении проблем ее работоспособность должна быть восстановлена в сроки, установленные SLA.

24/7
Omnidata поддерживает работоспособность MDM-системы Магнита в круглосуточном режиме
2 млн
Записей хранится в MDM

Задача

Заменить зарубежное MDM-решение отечественным

«Магнит» в течение многих лет использовал систему крупного зарубежного вендора для работы с мастер-данными. С ростом бизнеса существенно выросла стоимость владения сервисом MDM у прежнего вендора. Ритейлер начал поиск другого разработчика решения, когда число записей по товарам, поставщикам, производителям, распределительным центрам, складам и торговым объектам приблизилось к 2 млн.

«Магнит» подбирал вендора среди российских поставщиков, чтобы не зависеть от зарубежного продукта. К тому же ритейлеру было важно получать услугу «под ключ» — полный объем сервиса, включая круглосуточный режим мониторинга работоспособности.

Ключевые риски до внедрения

«Магнит» опасался потери данных и снижения производительности

Компании такого масштаба предъявляют высокие требования к вендорам. На старте сотрудничества у ритейлера были опасения, которые решила команда Omnidata:

  1. Риск потери мастер-данных. Нужно было обеспечить надежность решения и гарантировать сохранность данных в случае аварии. Omnidata создала для клиента кластер базы данных, в котором одна из копий базы находится в периметре ритейлера.
  2. Организация отказоустойчивого канала связи между облаком и «Магнитом». Магазины розничной сети расположены в разных регионах и часовых поясах, риск потери связи нужно было минимизировать. Omnidata организовала два выделенных канала прямо до офиса «Магнита» (основной и резервный), что позволило обеспечить высокую скорость передачи данных.
  3. Потеря данных в случае форс-мажора. «Магнит» просил Omnidata разработать план сохранения данных в случае непредвиденных ситуаций. Команда решила эту задачу с помощью создания Disaster Recovery Plan с оперативным развертыванием резервного экземпляра системы.
  4. Снижение производительности из-за географических задержек. Физическая удаленность серверов от внутренних информационных систем увеличивает время выполнения каждого запроса. Omnidata компенсировала задержки за счет оптимизации интеграционных вызовов, поэтому обмен данными стал работать быстрее.
  5. Риск снижения доступности или нарушения сроков решения инцидентов. Для «Магнита» было важно, чтобы система работала без простоев, а инциденты устранялись в кратчайшие сроки. Решением стал жесткий SLA (Service Level Agreement) — соглашение об уровне сервиса, в котором прописаны условия сотрудничества. В результате показатели доступности системы выросли по сравнению с on-premise решением.
  6. Риск потери внутренней экспертизы. «Магнит» разрабатывает много решений самостоятельно, руководство компании не хотело лишать штатных сотрудников ценного опыта. В результате сформировались сборные команды из разработчиков со стороны Omnidata и «Магнита». Выиграли все — ритейлер развивает свои компетенции, а вендор экономит ресурсы.
40+
Корпоративных справочников, содержащихся в MDM-решении

Выбор процессов эксплуатации

Перенос мастер-данных компании в «облако»

MDM-решение в «Магните» содержит более 40 корпоративных справочников с различными данными: от справочника товаров до каталога торговых объектов.

Данные справочников задействованы во многих корпоративных системах, включая ERP, WMS, BI. Сотрудники используют системы при заключении договоров, подготовке закрывающих документов, приеме и перемещении товаров на складах и в магазинах. Участие в таких процессах принимают разные подразделения и специалисты компании: от работников магазинов до высшего руководства. Без данных, которые содержатся в корпоративных справочниках, работа бизнеса невозможна.

MDM-решение выступает в сети единым источником правды и центральным ядром мастер-данных. Такая организация работы снижает число ошибок при создании новой записи в справочнике или обновлении уже существующей. Данные актуализируются во всех корпоративных системах компании после их согласования через прямые интеграции с IT-инфраструктурой ритейлера.

9 мес
Заняло внедрение MDM

Как проходило внедрение

Пилот, перенос данных, приемочные испытания

Переход с зарубежного решения на Omnidata. MDM проходил в течение 9 месяцев. С технической точки зрения для разработчика это был большой и сложный процесс.

Сотрудничество началось с запуска пилота — проверки PoC концепции (Proof of Concept). В течение 3 месяцев Omnidata доказывала работоспособность технологии.

Затем стартовал процесс внедрения: команда разворачивала и настраивала продукт, переносила данные справочников в «облако» и переподключала информационные системы ритейлера на новую платформу. Во время переноса велись работы по оптимизации справочников на стороне системы управления базами данных.

Контроль внедрения проекта — отдельный продолжительный процесс приемочных испытаний. Он состоял из трех видов тестирований:

  1. Функционального. Специалисты каждого профиля проверяли работоспособность и корректность операций, которые они выполняли в прежней системе.
  2. Нагрузочного. Тестировщики проверяли скорость обработки изменений, поиска, сохранения и чтения данных. Производительность системы под высокой нагрузкой не должна снижаться.
  3. Интеграционного. Включал основные интеграции с ключевыми информационными системами компании, их скорость была важна для корректной работы решения. Несколько месяцев команда Omnidata увеличивала скорость обработки запросов, чтобы повысить производительность системы.

Со стороны «Магнита» в процессе активно участвовали специалисты компании, со стороны Omnidata — 12 сотрудников. Работоспособность системы сегодня поддерживает 10 человек, включая команду круглосуточного мониторинга.

Функционал системы

Комплексное управление корпоративными справочниками

MDM-решение помогает «Магниту» централизованно управлять корпоративными справочниками, обеспечивать их качество и полноту описания, а также доставлять данные до систем пользователей.

Управление классификаторами
Группировка записей справочника по произвольному принципу. Классификатор — это древовидная иерархия произвольных групп любого справочника. Например, товары в справочнике классифицируют по товарным группам: овощи, мясо, хлебобулочные изделия и т. д. Класс представляет собой один из элементов классификатора, например овощи — это родительский класс, а морковь, картофель и томат — дочерний класс.
Управление справочниками
Создание и редактирование нескольких видов справочников: основных (содержат данные о бизнес-объектах, например, справочники номенклатуры, контрагентов) и вспомогательных. Если в основном справочнике содержится информация о группе товаров, то во вспомогательном — о свойствах этих товаров: цвета, размеры, вкусы.
Управление моделями данных
Работа со спецификациями, которые представляют перечень атрибутов и описывают содержимое каждого справочника. Например, атрибутивные модели номенклатуры, контрагентов, подразделений и других бизнес-сущностей.
Управление рабочими потоками
Организация работы различных групп пользователей: группы НСИ, отдела закупок, бухгалтерии, маркетинга — при создании, изменении и  архивировании записей.
Управление бизнес-правилами
Создание сценариев автоматизированных проверок и их применения в рабочих процессах. Бизнес-правила помогают сократить дублирования и ошибки по вине человеческого фактора при создании новой записи или редактировании существующей.
Доставка данных
Взаимодействие и передача данных из MDM-системы во внешние информационные системы для обеспечения единства данных в IT-ландшафте.
4 года
Сотрудничают Магнит и Omnidata

Результаты использования

Легкое администрирование большого объема данных, стабильно работающая система и сокращение затрат на эксплуатацию

В результате внедрения Omnidata. MDM «Магнит» получил масштабируемую и стабильно работающую систему.

Команда Omnidata мониторит работоспособность MDM-решения круглосуточно. Если что-то пошло не так, сотрудники компании оперативно устранят неисправность. Благодаря такому сервису риски ритейлера минимизируются, а система поддерживается в рабочем состоянии вне зависимости от времени суток.

Возможности Omnidata позволяют администрировать весь объем данных крупных игроков рынка. Сейчас у «Магнита» более 2 млн записей в системе и их число постоянно растет.

Omnidata и «Магнит» сотрудничают уже 4 года, продолжая развивать совместные продукты. Например, разработка специализированного модуля «Алколицензии», который позволяет обрабатывать и сравнивать списки торговых объектов из выписок ФСРАР для получения достоверной информации о разрешениях на розничный оборот алкогольной продукции.

Отзывы об

Павел Шорохов
Директор департамента по работе с данными

Omnidata перевела мастер-данные Магнита на российскую систему и в 2 раза сократила затраты на эксплуатацию и обслуживание решения

Omnidata.MDM обеспечивает централизованное управление мастер-данными о товарах и эффективное ведение корпоративных справочников с миллионами записей.

Благодаря облачной модели реализации, все задачи эксплуатации и обслуживания системы решает команда Omnidata, обеспечивая высокие показатели уровня сервиса и доступности.

Мнение
20.03.2025
5 мин

Как опыт коллег поможет fashion-ритейлерам избежать ошибок при создании ассортимента

Выпустили первый модуль гайда с решением типовых ошибок при создании ассортимента. Мнением поделились эксперты из O’Stin, ТВОЕ, 2Mood, Noun и All We Need.
Интервью
11.02.2025
7 мин

Как PLM-система помогает ритейлерам выпускать товары собственных брендов

Как IT-инструменты помогают продуктовым сетям вывести собственные бренды на качественно новый уровень, — рассказал глава Omnidata Алексей Аксёнов.