2 млн
Записей хранится в MDM
Задача
Заменить зарубежное MDM-решение отечественным
«Магнит» в течение многих лет использовал систему крупного зарубежного вендора для работы
с мастер-данными. С ростом бизнеса существенно выросла стоимость владения сервисом MDM у прежнего
вендора. Ритейлер начал поиск другого разработчика решения, когда число записей по товарам,
поставщикам, производителям, распределительным центрам, складам и торговым объектам приблизилось
к 2 млн.
«Магнит» подбирал вендора среди российских поставщиков, чтобы не зависеть от зарубежного продукта.
К тому же ритейлеру было важно получать услугу «под ключ» — полный объем сервиса, включая
круглосуточный режим мониторинга работоспособности.
Ключевые риски до внедрения
«Магнит» опасался потери данных и снижения производительности
Компании такого масштаба предъявляют высокие требования к вендорам. На старте сотрудничества
у ритейлера были опасения, которые решила команда Omnidata:
- Риск потери мастер-данных. Нужно было обеспечить надежность решения и гарантировать
сохранность данных в случае аварии. Omnidata создала для клиента кластер базы данных, в котором одна
из копий базы находится в периметре ритейлера.
- Организация отказоустойчивого канала связи между облаком и «Магнитом». Магазины розничной
сети расположены в разных регионах и часовых поясах, риск потери связи нужно было минимизировать.
Omnidata организовала два выделенных канала прямо до офиса «Магнита» (основной и резервный), что
позволило обеспечить высокую скорость передачи данных.
- Потеря данных в случае форс-мажора. «Магнит» просил Omnidata разработать план сохранения
данных в случае непредвиденных ситуаций. Команда решила эту задачу с помощью создания Disaster
Recovery Plan с оперативным развертыванием резервного экземпляра системы.
- Снижение производительности из-за географических задержек. Физическая удаленность серверов
от внутренних информационных систем увеличивает время выполнения каждого запроса. Omnidata
компенсировала задержки за счет оптимизации интеграционных вызовов, поэтому обмен данными стал
работать быстрее.
- Риск снижения доступности или нарушения сроков решения инцидентов. Для «Магнита» было
важно, чтобы система работала без простоев, а инциденты устранялись в кратчайшие сроки. Решением
стал жесткий SLA (Service Level Agreement) — соглашение об уровне сервиса, в котором прописаны
условия сотрудничества. В результате показатели доступности системы выросли по сравнению
с on-premise решением.
- Риск потери внутренней экспертизы. «Магнит» разрабатывает много решений самостоятельно,
руководство компании не хотело лишать штатных сотрудников ценного опыта. В результате сформировались
сборные команды из разработчиков со стороны Omnidata и «Магнита». Выиграли все — ритейлер развивает
свои компетенции, а вендор экономит ресурсы.
40+
Корпоративных справочников, содержащихся в MDM-решении
Выбор процессов эксплуатации
Перенос мастер-данных компании в «облако»
MDM-решение в «Магните» содержит более 40 корпоративных справочников с различными данными:
от справочника товаров до каталога торговых объектов.
Данные справочников задействованы во многих корпоративных системах, включая ERP, WMS, BI. Сотрудники
используют системы при заключении договоров, подготовке закрывающих документов, приеме и перемещении
товаров на складах и в магазинах. Участие в таких процессах принимают разные подразделения
и специалисты компании: от работников магазинов до высшего руководства. Без данных, которые содержатся
в корпоративных справочниках, работа бизнеса невозможна.
MDM-решение выступает в сети единым источником правды и центральным ядром мастер-данных. Такая
организация работы снижает число ошибок при создании новой записи в справочнике или обновлении уже
существующей. Данные актуализируются во всех корпоративных системах компании после их согласования
через прямые интеграции с IT-инфраструктурой ритейлера.
9 мес
Заняло внедрение MDM
Как проходило внедрение
Пилот, перенос данных, приемочные испытания
Переход с зарубежного решения на Omnidata. MDM проходил в течение 9 месяцев. С технической точки
зрения для разработчика это был большой и сложный процесс.
Сотрудничество началось с запуска пилота — проверки PoC концепции (Proof of Concept). В течение
3 месяцев Omnidata доказывала работоспособность технологии.
Затем стартовал процесс внедрения: команда разворачивала и настраивала продукт, переносила данные
справочников в «облако» и переподключала информационные системы ритейлера на новую платформу. Во время
переноса велись работы по оптимизации справочников на стороне системы управления базами данных.
Контроль внедрения проекта — отдельный продолжительный процесс приемочных испытаний. Он состоял
из трех видов тестирований:
- Функционального. Специалисты каждого профиля проверяли работоспособность и корректность
операций, которые они выполняли в прежней системе.
- Нагрузочного. Тестировщики проверяли скорость обработки изменений, поиска, сохранения
и чтения данных. Производительность системы под высокой нагрузкой не должна снижаться.
- Интеграционного. Включал основные интеграции с ключевыми информационными системами
компании, их скорость была важна для корректной работы решения. Несколько месяцев команда Omnidata
увеличивала скорость обработки запросов, чтобы повысить производительность системы.
Со стороны «Магнита» в процессе активно участвовали специалисты компании, со стороны Omnidata —
12 сотрудников. Работоспособность системы сегодня поддерживает 10 человек, включая команду
круглосуточного мониторинга.
Функционал системы
Комплексное управление корпоративными справочниками
MDM-решение помогает «Магниту» централизованно управлять корпоративными справочниками, обеспечивать
их качество и полноту описания, а также доставлять данные до систем пользователей.
Управление классификаторами
Группировка записей справочника по произвольному принципу. Классификатор — это древовидная иерархия произвольных групп любого справочника. Например, товары в справочнике классифицируют по товарным группам: овощи, мясо, хлебобулочные изделия и т. д. Класс представляет собой один из элементов классификатора, например овощи — это родительский класс, а морковь, картофель и томат — дочерний класс.
Управление справочниками
Создание и редактирование нескольких видов справочников: основных (содержат данные о бизнес-объектах, например, справочники номенклатуры, контрагентов) и вспомогательных. Если в основном справочнике содержится информация о группе товаров, то во вспомогательном — о свойствах этих товаров: цвета, размеры, вкусы.
Управление моделями данных
Работа со спецификациями, которые представляют перечень атрибутов и описывают содержимое каждого справочника. Например, атрибутивные модели номенклатуры, контрагентов, подразделений и других бизнес-сущностей.
Управление рабочими потоками
Организация работы различных групп пользователей: группы НСИ, отдела закупок, бухгалтерии, маркетинга — при создании, изменении и архивировании записей.
Управление бизнес-правилами
Создание сценариев автоматизированных проверок и их применения в рабочих процессах. Бизнес-правила помогают сократить дублирования и ошибки по вине человеческого фактора при создании новой записи или редактировании существующей.
Доставка данных
Взаимодействие и передача данных из MDM-системы во внешние информационные системы для обеспечения единства данных в IT-ландшафте.
4 года
Сотрудничают Магнит и Omnidata
Результаты использования
Легкое администрирование большого объема данных, стабильно работающая система и сокращение затрат
на эксплуатацию
В результате внедрения Omnidata. MDM «Магнит» получил масштабируемую и стабильно работающую систему.
Команда Omnidata мониторит работоспособность MDM-решения круглосуточно. Если что-то пошло не так,
сотрудники компании оперативно устранят неисправность. Благодаря такому сервису риски ритейлера
минимизируются, а система поддерживается в рабочем состоянии вне зависимости от времени суток.
Возможности Omnidata позволяют администрировать весь объем данных крупных игроков рынка. Сейчас
у «Магнита» более 2 млн записей в системе и их число постоянно растет.
Omnidata и «Магнит» сотрудничают уже 4 года, продолжая развивать совместные продукты. Например,
разработка специализированного модуля «Алколицензии», который позволяет обрабатывать и сравнивать
списки торговых объектов из выписок ФСРАР для получения достоверной информации о разрешениях
на розничный оборот алкогольной продукции.