Как «Магнит» перевел
В 2020 году перед розничной сетью «Магнит» встала масштабная задача — заменить программное решение для работы с
На рынке существует мало российских разработчиков, предоставляющих готовые решения класса MDM (Master Data Management — управление
Команде Omnidata пришлось доказать свою компетентность, существенно доработать решение, перестроить процессы и нанять отдельных сотрудников для круглосуточного мониторинга системы. Так весь сервис MDM ритейлера «переехал» с серверов компании в облачное хранилище, что снизило стоимость владения продуктом.
Результаты использования. Кратко
Cнизить стоимость владения
Cвести к минимуму риски ритейлера. Omnidata взяла на себя ответственность за поддержание системы в рабочем состоянии в режиме 24/7. При возникновении проблем ее работоспособность должна быть восстановлена в сроки, установленные SLA.
Задача
«Магнит» в течение многих лет использовал систему крупного зарубежного вендора для работы с
«Магнит» подбирал вендора среди российских поставщиков, чтобы не зависеть от зарубежного продукта. К тому же ритейлеру было важно получать услугу «под ключ» — полный объем сервиса, включая круглосуточный режим мониторинга работоспособности.
Ключевые риски до внедрения
«Магнит» опасался потери данных и снижения производительности
Компании такого масштаба предъявляют высокие требования к вендорам. На старте сотрудничества у ритейлера были опасения, которые решила команда Omnidata:
- Риск потери
мастер-данных . Нужно было обеспечить надежность решения и гарантировать сохранность данных в случае аварии. Omnidata создала для клиента кластер базы данных, в котором одна из копий базы находится в периметре ритейлера. - Организация отказоустойчивого канала связи между облаком и «Магнитом». Магазины розничной сети расположены в разных регионах и часовых поясах, риск потери связи нужно было минимизировать. Omnidata организовала два выделенных канала прямо до офиса «Магнита» (основной и резервный), что позволило обеспечить высокую скорость передачи данных.
- Потеря данных в случае
форс-мажора . «Магнит» просил Omnidata разработать план сохранения данных в случае непредвиденных ситуаций. Команда решила эту задачу с помощью создания Disaster Recovery Plan с оперативным развертыванием резервного экземпляра системы. - Снижение производительности
из-за географических задержек. Физическая удаленность серверов от внутренних информационных систем увеличивает время выполнения каждого запроса. Omnidata компенсировала задержки за счет оптимизации интеграционных вызовов, поэтому обмен данными стал работать быстрее. - Риск снижения доступности или нарушения сроков решения инцидентов. Для «Магнита» было важно, чтобы система работала без простоев, а инциденты устранялись в кратчайшие сроки. Решением стал жесткий SLA (Service Level Agreement) — соглашение об уровне сервиса, в котором прописаны условия сотрудничества. В результате показатели доступности системы выросли по сравнению с
on-premise решением. - Риск потери внутренней экспертизы. «Магнит» разрабатывает много решений самостоятельно, руководство компании не хотело лишать штатных сотрудников ценного опыта. В результате сформировались сборные команды из разработчиков со стороны Omnidata и «Магнита». Выиграли все — ритейлер развивает свои компетенции, а вендор экономит ресурсы.
Выбор процессов эксплуатации
Перенос
Данные справочников задействованы во многих корпоративных системах, включая ERP, WMS, BI. Сотрудники используют системы при заключении договоров, подготовке закрывающих документов, приеме и перемещении товаров на складах и в магазинах. Участие в таких процессах принимают разные подразделения и специалисты компании: от работников магазинов до высшего руководства. Без данных, которые содержатся в корпоративных справочниках, работа бизнеса невозможна.
Как проходило внедрение
Переход с зарубежного решения на Omnidata. MDM проходил в течение 9 месяцев. С технической точки зрения для разработчика это был большой и сложный процесс.
Сотрудничество началось с запуска пилота — проверки PoC концепции (Proof of Concept). В течение 3 месяцев Omnidata доказывала работоспособность технологии.
Затем стартовал процесс внедрения: команда разворачивала и настраивала продукт, переносила данные справочников в «облако» и переподключала информационные системы ритейлера на новую платформу. Во время переноса велись работы по оптимизации справочников на стороне системы управления базами данных.
Контроль внедрения проекта — отдельный продолжительный процесс приемочных испытаний. Он состоял из трех видов тестирований:
- Функционального. Специалисты каждого профиля проверяли работоспособность и корректность операций, которые они выполняли в прежней системе.
- Нагрузочного. Тестировщики проверяли скорость обработки изменений, поиска, сохранения и чтения данных. Производительность системы под высокой нагрузкой не должна снижаться.
- Интеграционного. Включал основные интеграции с ключевыми информационными системами компании, их скорость была важна для корректной работы решения. Несколько месяцев команда Omnidata увеличивала скорость обработки запросов, чтобы повысить производительность системы.
Со стороны «Магнита» в процессе активно участвовали специалисты компании, со стороны Omnidata — 12 сотрудников. Работоспособность системы сегодня поддерживает 10 человек, включая команду круглосуточного мониторинга.
Функционал системы
Комплексное управление корпоративными справочниками
Группировка записей справочника по произвольному принципу. Классификатор — это древовидная иерархия произвольных групп любого справочника. Например, товары в справочнике классифицируют по товарным группам: овощи, мясо, хлебобулочные изделия и т. д. Класс представляет собой один из элементов классификатора, например овощи — это родительский класс, а морковь, картофель и томат — дочерний класс.
Создание и редактирование нескольких видов справочников: основных (содержат данные о бизнес-объектах, например, справочники номенклатуры, контрагентов) и вспомогательных. Если в основном справочнике содержится информация о группе товаров, то во вспомогательном — о свойствах этих товаров: цвета, размеры, вкусы.
Работа со спецификациями, которые представляют перечень атрибутов и описывают содержимое каждого справочника. Например, атрибутивные модели номенклатуры, контрагентов, подразделений и других бизнес-сущностей.
Взаимодействие и передача данных из MDM-системы во внешние информационные системы для обеспечения единства данных в IT-ландшафте.
Результаты использования
В результате внедрения Omnidata. MDM «Магнит» получил масштабируемую и стабильно работающую систему.
Команда Omnidata мониторит работоспособность
Возможности Omnidata позволяют администрировать весь объем данных крупных игроков рынка. Сейчас у «Магнита» более 2 млн записей в системе и их число постоянно растет.
Omnidata и «Магнит» сотрудничают уже 4 года, продолжая развивать совместные продукты. Например, разработка специализированного модуля «Алколицензии», который позволяет обрабатывать и сравнивать списки торговых объектов из выписок ФСРАР для получения достоверной информации о разрешениях на розничный оборот алкогольной продукции.
«Omnidata. MDM обеспечивает централизованное управлениемастер-данными о товарах и эффективное ведение корпоративных справочников с миллионами записей. Благодаря облачной модели реализации, решаются все задачи эксплуатации и обслуживания системы, обеспечиваются высокие показатели уровня сервиса и доступности»